Последние новости
Главная » Мазут портит нервы Алекперову, а заодно и вице-премьеру Новаку

Мазут портит нервы Алекперову, а заодно и вице-премьеру Новаку

Мазут портит нервы Алекперову, а заодно и вице-премьеру Новаку

Падение спроса на мазут из-за санкций ведет к нехватке мощностей для его хранения. Об этом в минувший четверг предупредил «Лукойл».

В письме к вице-премьеру Александру Новаку совладелец компании Вагит Алекперов просит разрешения перенаправить появившийся избыток на ТЭЦ, где обычно его используют только в случаях перебоев с поставками наиболее дешевого топлива — газа, и временно отменить высокие штрафы за негативное воздействие на экологию. Аналогичные меры требуются, по мнению Аликперова, и для сжигания попутного нефтяного газа.

«Лукойл» — второй по величине после «Роснефти» нефтепереработчик в РФ. У компании четыре НПЗ. В прошлом году они переработали порядка 43 млн. тонн «черного золота». Что немаловажно — именно наша российская компания стала в последние годы крупнейшим поставщиком нефти и нефтепродуктов в США.

Янки покупают у нас мазут марки М-100, который используется в котельных, ТЭЦ и ТЭС. Покупали они его также у Венесуэлы, в Канаде и на Ближнем Востоке. Но Венесуэла сейчас под санкциями, введенными при президенте Трампе. А договоренности с Арабскими Эмиратами и саудитами нужно регулярно подтверждать и обновлять — Восток, известно, дело тонкое. Остается Канада. И — Россия.

Наши поставки за океан в последние годы постоянно росли. Согласно данным EIA US (Управления энергетической информации США), в прошлом году РФ продала США 9 млн. тонн сырой нефти и 25 млн. тонн нефтепродуктов. Рекордные показатели пришлись на май.

Перебои с экспортом начались у «Лукойла» нынешним мартом. То есть, практически сразу после введения западных санкций. За месяц объемы упали в 1,5 раза по сравнению с февралем. А снизить производство нефтепродуктов без общего сокращения загрузки НПЗ невозможно. В этом на сегодня главная проблема.

Нынешние непростые для отечественной нефтеперерабатывающей отрасли времена нельзя назвать вызовом, проверкой ее на прочность. За последние годы она пережила не один кризис. Достаточно вспомнить 2020-й, когда из-за пандемии было непонятно, куда, кому и сколько топлива сбывать. Но справились, вышли в итоге даже на более высокие показатели.

Сейчас по данным Forbes, санкции могут затронуть более 11% российского нефтеэкспорта. Хотя тот же дядя Сэм себя, любимого, аккуратно из-под них выводит. Как с удобрениями, которые исключил из очередного «смертного приговора для русской экономики». Это Европе им приказано отказаться от наших энергоресурсов. Не США. Там, в ЕС, а не за океаном, уже появились, благодаря кукловоду, симптомы грядущего горюче-смазочного дефицита.

«Любая перестройка экспортного потока — это проблема», считает Тамара Канделаки, председатель Комитета по экономике Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков, доктор экономических наук. — Баланс спроса и предложения на мировом рынке углеводородов от этого не поменяется, и российское сырье будет востребовано. Потому, что самые хорошие торговые отношения — длительные отношения".

С ней солидарен Александр Фролов, директор Института национальной энергетики. Он напоминает о том, что, начиная со второй половины прошлого года, заметно вырос спрос на мазут у энергетиков: «С мазутом могли бы быть проблемы, если бы не энергокризис. Он создает предпосылки для увеличения спроса на него. Если в ближайшие два месяца США не договорятся с Венесуэлой, а также не удастся значимо нарастить производство жидких углеводородов в Канаде, Вашингтону придется искать нефть и мазут у других поставщиков. При этом произойдет перераспределение долей на региональных рынках».

Но что мы все про американцев, британцев, ЕС. Нам самим, в России, тот же мазут разве не нужен?

Об этом «СП» поговорила с Игорем Юшковым, ведущим аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности, экспертом Финансового университета при правительстве РФ.

 — Конечно, мазут и нам самим нужен, — сказал Игорь Валерьевич. — Он востребован, например, в отдаленных регионах страны. В том числе, на крайнем Севере. В этом, однако, и загвоздка: доставлять его туда весьма накладно. Да и период доставки ограничен обычно летними месяцами. К тому же, не будем забывать, что мазут гораздо дороже газа.

С другой стороны, как не велика Россия, а такого гигантского рынка, какими являются для нее США и ЕС, заменит пока некем. Американцам мазута в последние три года шло больше всего. Потому для «Лукойла» санкции стали серьезной проблемой.

«СП»: — То есть, компания Алекперова — жертва обстоятельств? Но если бы они своевременно модернизировали собственное производство, активней искали новые рынки сбыта, не зацикливаясь на янках, не пришлось бы, наверное, просить сейчас помощи у государства.

 — Не он же и его сотрудники виноваты в происшедшем! Они в своей работе все делали, в общем-то, правильно. Все случилось слишком быстро с санкциями. Так же быстро нужно сейчас перестраивать свою производственную политику. Выходить на азиатских потребителей.

Мазут так же, как и бензин, востребован во всем мире. Так что месяцев через 2−3 ситуация с его поставками за рубеж у «Лукойла», думаю, нормализуется. А сейчас, чтобы не закрывать свои заводы, компании нужно избавиться от излишков. Думаю, правительство разрешит использовать для этого ТЭЦ, несмотря на заранее очевидные протесты Минприроды. В нефтеперерабатывающей отрасли задействовано большое число работников. Оставлять людей в нынешней ситуации без работы, а, значит, и без зарплаты, никак нельзя.

Иной взгляд на проблему у Алексея Анпилогова, президента Фонда поддержки научных исследований и развития гражданских инициатив «Основание», профессионального физика, публициста.

 — Во-первых, несмотря на санкции, невостребованными российские углеводороды не останутся. Показателем тому — предпосылки для дефицита нефти и нефтепродуктов в мире, — уверен Алексей Евгеньевич. — Во-вторых, что мешало «Лукойлу» начать искать потребителей за рубежом не сейчас, когда петух, извините, клюнул, а хотя бы лет на пять раньше? Как и своевременно модернизировать свои НПЗ.

Аликперов гонит на Запад мазут, который там загружают в местные заводы и после определенного технологического процесса получают бензин. Что мешало самим это делать? «Роснефть» еще несколько лет назад пошла по этому, более перспективному пути, и сейчас получает дополнительную прибыль, в частности, от приобретенной в Индии сети заправок. Умно? Грамотно? Безусловно. Это то, что называется государственным подходом. Одно могу сказать: дальнейшая судьба команды Алекперова напрямую зависит от того, как быстро они сориентируются, перестроятся и еще от того, что именно будет доминировать на азиатских рынках — поставки чистой нефти или её производных, нефтепродуктов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика