Последние новости
Главная » Никас Сафронов стал рисовать на стенах домов

Никас Сафронов стал рисовать на стенах домов

Он изобразил елочку в центре Москвы в борьбе за подлинное искусство

В ночь с 26 на 27 декабря Никас Сафронов нарисовал на стене дома в центре Москвы ёлочку, чтобы привлечь внимание к проблемам современного искусства. Зачем народному художнику России, академику Российской академии художеств, респектабельному человеку понадобилась приобщиться к стрит-арту? Об этом мы и поговорили.

Никас Сафронов стал рисовать на стенах домов

Фото: Лилия Шарловская

— Как вы дошли до жизни такой, что вышли ночью и стали рисовать на стене как граффитист?

— Это все-таки стрит-арт, не совсем граффити. И вызвано это тем, что я преподаю. Мои коллеги, педагоги и студенты, все время жалуются, говорят, зачем учиться, когда достаточно совершить акцию, что теряется стимул для работы. Они понимают, что идет нарушение классических стандартов, что побеждают всякого рода перформансы и акционизм, которые часто к большому искусству не имеют никакого отношения. Но за счет хайпа все это работает. Хёрст режет трупы акул, кладет их в формалин, помещает под стеклом в холодильной камере, и за это платятся десятки миллионов долларов. Иногда Репин и Шишкин стоят дешевле, чем современный художник, такой как Джексон Поллок, который даже не умел рисовать, а просто бросал краски. У художников из-за этого теряются ориентиры, желание глубоко изучать классическое искусство. И я подумал, что будет хорошо, если посредством стрит-арта сделать на улице на Новый год ёлочку. И сделать ее классически. Я не умею пользоваться баллончиками, поэтому сделал использовал акрил и масло, то, что мне ближе. Нарисовал на стене в нескольких шагах от Тверской. И все это для привлечения внимания.

— И что тут существенно?

— Акция основана на классическом искусстве, участвует в ней народный художник, академик, декан факультета искусства Ульяновского филиала МГУ. Я решил привлечь внимание к проблеме, которая существует среди людей искусства, чтобы они поняли, что даже я не чуждаюсь этой темы. И задумались над тем, в каком направлении мы движемся. Скорее всего ёлочку закрасят, но она перейдет в цифру, станет неким биткоином. Будет аукцион, но до этого был через интернет брошен клич, чтобы все художники приняли участие в акции, нарисовали для цифровой елки игрушки. В начале их было было 100, теперь 250. И это профессиональные художники, академики, народные художники. Они могут работать в классическом искусстве, это может быть символизм или даже сюрреализм. Но все они изъявили желание принять участие в акции. Они знают, что такое перспектива, как устроено тело человека. Деньги от аукциона пойдут на поддержку студентов, чтобы они поняли, что стоят на правильном пути классического мастерства. Как сказал Дали, научитесь для начала рисовать как старые мастера, а уж потом действуйте по своему усмотрению — и вас будут уважать. Нужно сначала научиться, как это сделал Кандинский, создавший абстракцию, как Пикассо, получивший классическое образование и продолживший абстрагироваться в кубизме и сюрреализме. Тогда ты почувствуешь все нюансы в цвете и линиях. Это призыв к тем человеческим ценностям, которые создавались веками. Мы должны хотя бы приблизиться к тому, что сделали до нас. Эпоха Возрождения пыталась достичь величия античного искусства. В XIX веке была группа прерафаэлитов, которые пытались работать как Рафаэль. А в XX веке вдруг все стало меняться. С корабля современности решили скинуть Пушкина, Гоголя, Чайковского и начать новую страницу. Но если вы ничему не научились, то продолжения не будет. Это поучительная история для всех, кто не понимает, что какие-то девочки входят в храм, кричат похабные песни, и им за это платят огромные деньги, дают премию Кандинского. Какое отношение величайший художник Кандинский имеет к ним? Павленский и другие, создающие хайп, продают пустоту.

— Почему вы нарисовали ёлочку?

— Мне приятно, что накануне Нового года я могу поздравить москвичей и всю страну, пожелать всем здоровья, сказать, что мы помним о вас и специально сделали елочку к празднику, которая останется в сознании людей. А тот, кто приобретет ее цифровой аналог, все его потомки будут владельцами елочки, которую я нарисовал, миллион лет.

-Вы испытали тот драйв, который испытывают художники, выходящие на улицу по ночам, чтобы расписать стены?

— Я почувствовал мороз. Мне приходилось согреваться в машине. Пальцы замерзали. Работать в перчатках неудобно. Там есть тонкости, которые нужно прописывать. Кто-то на меня пожаловался, приезжали две машины, наряд полиции. От одних мы ретировались. А вторые, увидела меня, успокоилась. Раз такой художник рисует, значит, так оно и должно быть, а звонок был неправильный. Понятно, что это тоже риск. Не хотелось бы в своем возрасте попасть в передрягу, свойственную молодым экстремалам. Я сделал все нарочито, принципиально, чтобы можно было помочь студентам, чтобы люди обратили внимание на современное искусство как таковое. Кто сейчас у нас поет? Непонятно кто. Какой-то человек в женской одежде и с бородой. Все это нарушение ценностей. И я возвращаю хотя бы нашу страну, к таким понятиям как любовь, брак между мужчиной и женщиной, искусство, оставленное нам в наследие Чайковским, Глинкой, Суриковым, Дягилевым, Плисецкой. Мы должны продолжать, а не уничтожать это. Был Матисс, и слава богу. Сегодня студентам ставят натюрморт и говорят: «Работайте как Матисс. Он гений». А как рисовать человека? Оказывается, это необязательно. Разве это правильно? Новые педагоги уже этому обучают, потому что они сами учились на перформансах и инсталляциях. Мы отдадим студентам деньги, чтобы они не теряли бдительности, двигались вперед, не уходили от правильного пути. Пусть наша елочка хотя бы мгновение порадует людей. На салюты тоже много тратят, и они радуют всего мгновение. Все сиюсекундно, как и все в этом мире. Но человек вообще живет во Вселенной три секунды.

Источник: www.mk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика