Последние новости
Главная » Украина, замерзая, вбивает клин между Россией и Казахстаном

Украина, замерзая, вбивает клин между Россией и Казахстаном

Украина, замерзая, вбивает клин между Россией и Казахстаном

В российско-украинских отношениях снова поднялось много пыли. На этот раз угольной. Пришлось «чихнуть» даже далекому от «незалежной» территории Казахстану.

Глава комитета Верховной рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Украины Андрей Герус заявил, что Россия заблокировала поставки угля на Украину из Казахстана. В своем телеграм-канале он написал, что «все соответствующие поставки в ноябре заблокированы».

По его словам, технически блокирование происходит на уровне компании «Российские железные дороги», которая не подтверждает проезд вагонов с таким углем через РФ.

С учетом того, что с 1 ноября Россия, как сообщили в Минэкономразвития РФ, прекратила поставки угля Украине из-за растущего внутреннего спроса, это действительно стало походить на угольную блокаду Украины с российской стороны.

Получается, Россия и свой уголь Украине не дает, и казахстанский туда не пропускает? И это в такой-то момент, когда ситуация с теплом в «незалежной» близка к коллапсу. Хотя ранее премьер-министр Денис Шмыгаль заверял, что Украина полностью готова к отопительному сезону в условиях энергетического кризиса в Европе, и вся страна зимой будет с теплом, поскольку украинские компании уже заключили контракты на поставки угля из Польши, США, ЮАР.

Но к настоящему моменту в «незалежной» не работает свыше половины энергоблоков на тепловых электростанциях.

«У нас на Украине действуют 88 энергоблоков ТЭС, которые вырабатывают электроэнергию, которой балансируют атомную энергетику… На сегодняшний день из 88 энергоблоков функционируют 37, 51 не функционирует. Из них половина не работает по так называемой аварийной заявке. Это недостаток топлива. То есть они готовы, но не функционируют», — сказал в эфире телеканала «Наш» депутат Верховной Рады от «Батькивщины», первый заместитель председателя комитета по вопросам бюджета Иван Крулько.

Он отметил, что накануне остановилась самая мощная электростанция в Киевской области — Трипольская ТЭС. Это произошло из-за снижения до минимума поставок угля. По словам Крулько, «нормальные власти» в «нормальных странах» начинают действовать в подобных случаях.

И украинские власти начали действовать — в рамках теории «угольного заговора», «угольной блокады».

Однако Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана не подтвердило информацию украинской стороны о том, что Россия заблокировала транзит угля из Казахстана на Украину.

«Полностью Россия не блокировала поставку угля, но есть некоторые ограничения в связи с загруженностью инфраструктуры с российской стороны», — сказал пресс-секретарь министерства индустрии и инфраструктурного развития республики Мадияр Уакпаев, отвечая на вопрос о поставках казахстанского угля на Украину.

Вроде бы разобрались, но осадочек наверняка остался. Ведь дружба-дружбой (России с Казахстаном), а уголек — врозь.

— Украинские политики могут обвинять россиян сколько угодно — Казахстан не поведется на теорию «угольного заговора» и не станет портить отношения с основным торговым партнером, — считает аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев:

— Есть ли здесь политическая составляющая? Это маловероятно. А вот то, что сейчас у РЖД действительно существует нехватка вагонов и своеобразный транспортно-логистический коллапс — это факт. И это уже не в первый раз происходит.

В принципе, проблемы в мировой логистике сейчас накатывают валом — сначала контейнерные коллапсы, затем серьезные сбои с отгрузкой в китайских портах, потом многокилометровые заторы на трансграничных переходах из России в Китай (с нашей стороны по полторы тысячи грузовиков стоят на каждом пропускном пункте, ждут проверки), поезда не пропускают в большом количестве.

Вся эта волна уверенно накатывается и на нас. Не знаю, насколько политически мотивировано решение сократить перевозки угля по российским железным дорогам из Казахстана на Украину, но то, что у России, как и у всех, сейчас есть определенные трудности с железнодорожными перевозками — это очевидная реальность.

Теоретически, конечно, российские железнодорожники вполне могли придержать вагоны, направить их на первоочередное обслуживание отечественных предприятий. Своя рубашка всегда ближе к телу, в первую очередь надо кормить своих — от этого никуда не уйдешь. И надо иметь ввиду, что основная доля грузовых перевозок в стране приходится именно на угль. И поэтому угольные вагоны почти всегда достаточно востребованы. А украинские политики могут обвинять россиян в «угольном заговоре» сколько угодно. Но при этом Россия вполне легко представит объективные доказательства того, что проблема действительно существует.

«СП»: — Возникновение подобных проблем, наверное, можно было легко спрогнозировать, когда принималось решение не покупать угль в Донбассе, чтобы его наказать за «дружбу» с Россией, а покупать его в Казахстане и везти через всю Россию. Где здесь логика?

— А сейчас на Украине с логикой тяжело. Они действительно хотят наказать Донбасс, наказать Россию. Но при этом хотят вкусно кушать. А это не получается, если игнорировать товар, находящийся под боком — донбасский уголь, и везти это топливо из-за три девяти земель. При таком большом логистическом плече растет не только себестоимость товара, но и вероятность всяческих сопутствующих затруднений, задержек. Это и происходит.

«СП»: — А в Казахстане правильно поймут, не обидятся из-за задержек доставки их грузов на Украину?

— Для Казахстана Россия — крупнейший торговый партнер. И они от нас в этом плане зависят очень сильно. Даже если казахи заподозрят наличие какой-то политической мотивации в сложившейся ситуации, будут недовольны и т. п., все равно они не станут предпринимать какие-то шаги, способные повредить связям с Россией, которая воспринимается ими как старший брат — много помогает, а самое главное — основной торговый партнер. Нет, конечно, Казахстан не будет портить с нами отношения.

— Это результат того, что на Украине экономика приносится в жертву политике. Но страдает от этого конечный потребитель, граждане, — считает научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) Иван Баженов:

— Здесь нет необходимости искать политическую составляющую, поскольку ситуация вполне объясняется экономическими факторами. Да, есть такой момент, как нехватка у РЖД подвижного состава. Но это объясняется ценовой конъюнктурой поставок того же угля в Китай. Поэтому значительная часть грузов перенаправляется российскими железнодорожниками в китайском направлении. И вагонного парка явно не хватает. То есть, это связано с сугубо экономическими факторами. Поэтому претензии украинских властей, считающих, что российская сторона по политическим мотивам блокирует поставки на Украину угля через свою территорию, не имеют никакой основы, они традиционно искусственные.

«СП»: — А вот с украинской стороны решение закупать уголь, минуя Донбасс, в Казахстане и везти его к себе через всю Россию — явно политическое. Или есть хоть какой-то другой смысл?

— На протяжении последних семи лет искать экономическую и вообще рациональную составляющую в решениях украинских властей по закупкам энергоносителей очень сложно. Поскольку мы помним, например, их попытки закупок южноафриканского угля, чтобы было связано с большими издержками по сравнению с возможностью купить это топливо на близлежащих территориях. И были странные маневры с реверсом газа из европейских стран, за что Украине приходилось платить более высокую цену по сравнению со стоимостью прямых поставок от Газпрома, предлагавшего более выгодные ценовые условия.

Поэтому, конечно, экономика на Украине приносится в жертву политике.

«СП»: — Дошло до того, что из-за нехватки топлива, в том числе угля, большинство энергоблоков ТЭЦ Украины прекратили работу. Есть шанс, что украинская власть не станет доводить страну до полного коллапса, и там возобладает здравый смысл?

— А давайте вспомним ситуацию по электроэнергии. Здесь украинская сторона тоже, как говорится, шла в полный отказ. Но, по мере распространения энергокризиса и роста тарифов на европейском пространстве, политикам из Украины пришлось прислушаться к голосу разума. Возможно, и в нынешней ситуации они все-таки сделают правильный шаг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика