Рано или поздно любая организация приходит к тому, что необходимо заказать себе печатную рекламу. Это могут быть флаеры, буклеты, каталоги, проспекты, листовки и масса другой полиграфической продукции. Как не странно, проблемы могут начаться еще до размещения заказа.
Начнем с того, что выбор типографий на сегодняшний день просто огромен. В мировом легальном бизнесе полиграфия по прибыльности стоит на втором месте (после медицины), и поэтому желание иметь свою типографию владеет умами многих предпринимателей. Однако профильных знаний у большинства из них нет. Сумма этих факторов и создает ту экстремальную обстановку, которую мы наблюдаем: в крупнейших городах “откат волны” уже ушел, разоряется много непрофессиональных типографий, но проблемы у Заказчиков все равно остаются, и проблемы эти ТИПИЧНЫ. Рассмотрим, как их избежать уважаемому Заказчику на примере печати тиража “офсетом”.
“ПОРТРЕТ ЗАКАЗ” или СВЕДЕНИЕ к “общему знаменателю”
Для начала нам нужно выбрать типографию, в которой мы будем размещать заказ. Если Вы с этим еще не сталкивались, сравнить услуги разных типографий будет так же непросто, как делить в столбик римские числа. Особенно когда мы открываем телефонный справочник и начинаем звонить во всей этой рекламе. Одни называют цены в долларах, другие – в евро, третьи – без учета фальцовку и лакировки, четвертые – без НДС. Поэтому перед звонком в типографию желательно представить себе (а еще лучше прописать на бумаге) “Портрет заказа” – что мы хотим получить “на выходе”:
1) Формат. Самые популярные форматы:
- еврофлаер (210х99 мм. или 1/3 стандартного листа А4), формат А5 (210х145 мм),
А6 (105х148 мм) : используются в открытках; - А4 – 210х297 мм и А3 420х297 мм.
Если формат не совсем понятен (Вам неизвестна его полиграфическая название) – просто сообщите примерный размер в миллиметрах.
2) Тип материала:
- бумага/картон,
- матовый / глянцевый (блестящий),
- толстый (200, 250, 300, 350 гр.)/тонкий (80, 90, 115, 130, 150 гр.),
- мелованная/офсетная/дизайнерская бумага.
3) Количество страниц в экземпляре, если речь идет не о односторінкову продукции (листовка, флаер).
4) Количество экземпляров (необходимый тираж).
5) Сроки.
6) Наличие или отсутствие готового дизайна и текстовой информации.
7) Доставка. Кто займется доставкой тиража и в каком режиме.
Для первого внятного диалога с типографией этого вполне достаточно. Причем мы смогли обойтись без сложных, малопонятных полиграфических терминов. Опросив с десяток типографий, можно выбрать несколько из них и поговорить более подробно. Кстати, фигурные наклейки вы можете заказать на страницах нашего специализированного сайта.
“Прорисовка” ДЕТАЛЕЙ или “СКОЛЬКО вешать в граммах?”
Во втором “раунде” переговоров возникает масса нюансов, требующих обязательного УТОЧНЕНИЯ между сторонами. Нужно обязательно встретиться с представителями типографий и посмотреть образцы ИМЕННО ТОЙ ПРОДУКЦИИ, КОТОРУЮ ОНИ ВАМ ПРЕДЛОЖИЛИ ПО ТЕЛЕФОНУ. По понятным причинам, у сторон существуют разные критерии оценки качества продукции. Возможно, типография считала Вам более дорогой бумаги, чем действительно необходимо, или наоборот.
Встречаемся с менеджером типографии и продолжаем разговор. Во-первых, важно помнить, что с ростом тиража (количества отпечатанных экземпляров) цена одной “штуки” существенно снижается – серийное производство всегда дешевле отдельных авторских работ. Это связано с техническими аспектами офсетной печати. В частности, на “приладку” тиража может уйти сотня листов бумаги. Кроме того, машину нужно подготовить к печати. Все это требует материально-временных затрат, но они “растворяются” с увеличением тиража. Подобно тому, как разовые усилия маляра по разведению белил “растворяются” с увеличением площади потолка.
Итак, если Вы заказываете 1000 листов А4 (4 + 4), это будет стоить 48 долларов (соответственно, 1 прим. – 0,48 центов), если 2500 листов – 80 долларов (1 прим. – уже 0,32 цента). А если Вы заказываете всего 100 листов, они могут Вам обойтись по цене 500 экземпляров. Особенно если печатная машина печатает изображения не за один раз (4 печатных секции и более) и имеет крупный формат.
Совет: Если Вам необходима совсем небольшое количество экземпляров (до 500) – лучше обратиться в компании, предлагающие оперативную (цифровую) полиграфию. Таким образом, с УМЕНЬШЕНИЕМ тиража будет НЕ ЭКОНОМИЯ, а, наоборот, увеличения стоимости одного экземпляра. Но здесь есть один нюанс. Если тираж печатается для продажи, а не для раздачи, то не стоит заказывать больше, чем необходимо. Дело в том, что післявиробнича себестоимость одного экземпляра (состав, реклама, система распространения, доставка и т. д.) может существенно превысить производственную себестоимость. Другое дело – печать полиграфической продукции, которая будет раздаваться (флаеры, листовки, буклеты и т. д.). Здесь, действительно, чем больше, тем дешевле. В общем, стоит руководствоваться реальными потребностями, бюджетом и здравым смыслом.
Что такое “сборный печать”?
“Сборный печать” означает, что на одном большом листе (например, А2 +) располагается сразу несколько разных заказов. Это удешевляет печать, но и качество в данном случае получается чуть хуже. Просто печатник добивается примерно одинаковой (“усиленного”) качества для всех заказов, размещенных на листе. Для большинства продукции это вполне приемлемый вариант, поэтому не стоит сразу отказываться от “сборного” тиража. Но посмотреть образцы необходимо.
Затем нужно определиться с бумагой. Как правило, в типографии есть несколько типов бумаги, с которыми они пытаются работать постоянно. Это такая бумага, которая подходит и большинства Заказчиков, и не вносит проблем в технологический процесс печати в данной типографии.
БУМАГУ можно классифицировать следующим образом:
- За плотностью (под этим понимается масса листа бумаги площадью 1 м. кв.).
Плотность варьируется от 30-40 “грамм” (например, газетная бумага) до 300 и более (картон). Чем плотнее бумага, тем он дороже (при прочих равных параметрах). - По степени “блеска” – матовый и глянцевый.
Это означает – “блестит” бумага или создает иллюзию матового покрытия. Чтобы лучше представить себе свою продукцию, попросите показать оба варианта. - По степени белья – мелованная и немелованная. Например, простейший немелованная бумага – газета.
Следующий важный момент – “цветность”. Если Ваш флаер имеет один лишь черный цвет – он “одноцветный”. Это дешевле и проще цветного. Если Ваш флаер имеет 2-3 цвета, он может оставаться все еще “неповноколірним”. Об этом поговорим ниже.
Кроме того, возможен цветная печать с одной стороны и двух (или одного, или тремя красками с другой стороны). Обозначается такой тираж, как правило, 4 + 2 (или 4 + 1 или 4 + 3) и т. п. Это означает, что с одной стороны у Вас “полноцвет” (4), а с другой – отличное от 4-х красок (то есть две или одна, или три).
Бывают и другие варианты, например 6 + 4. Это может означать, что с одной стороны у Вас “полноцветная печать (4), например фотография, дополнительный чистый цвет (например, золото) и лак. Или просто 2 дополнительных цвета. С другой же стороны у Вас обычный полноцветная печать (4).
Здесь мы подходим к таким часто употребляемых типографией (но не всегда понятными Заказчиком) обозначениями, как “CMYK” и “пантони”.
УТОЧНЕНИЕ ЦВЕТА: “СИНЕ-ЗЕЛЕНЫЙ” или “ЦМИК” по “пантону”?
Внесем некоторую ясность в используемые определения (кстати, не всегда правильные). CMYK – Cyan, Magenta, Yellow, blacK – тип чистых красок, при наложении которых получается множество цветов и оттенков. Все в детстве рисовали и смешивали краски. Когда мы смешивали голубую и желтую краску на кисточке у нас оказывалась зеленая краска. То же происходит и при “CMYK-печати: зеленый получается наложением cyan + yellow, красная – magenta + yellow, фиолетовая – cyan + magenta и т.д. А множество оттенков и переходов создается благодаря тому, что изображение состоит из огромного количества точек чистого цвета. Если взять мощную линзу и посмотреть на какую-то полиграфическую картинку, можно увидеть эти точки. Точки эти имеют всего 4 цвета (тот самый “ЦМИК”), но они разного размера и, при наложении один на один, дают разные пропорции “смешивание красок на кисточке”.
Пантон (Pantone) – под этим определением подразумевается (в большинстве случаев) печать одного цвета одной краской. Если, печатая красный цвет “ЦМИКом”, мы используем 2 краски (накладываются одна на одну), то печать “пантонов” выполняется одной краской. Соответственно, переходы возможны только с чистого красного в красный того же оттенка (за счет точек разного размера, которые не накладываются на точки других цветов). В этом есть и минусы, и плюсы.
Плюсы заключаются в том, что расходуется меньше краски. Сам по себе печать проще: не нужно соединять точки одного цвета с точками другого, поскольку они не накладываются. Кроме того, есть ряд цветов, которые невозможно получить “ЦМИК”-краской (например, ядовито-зеленый или золотой или металлический цвет).
Однако большинство задач решается именно “ЦМИК”-печатью. Стоимость работ напрямую зависит от типа красок. Если в типографии есть чистая зеленая краска, незмішана на листе (точками с двух красок), а в “бочке”, то для печати черного текста с зелеными вставками с обеих сторон проще использовать печать 2 + 2 (то есть чистый черный и чистый зеленый), 3 + 3 (чистый черный + наложение голубого на желтый).
Здесь нужно быть особенно внимательными – обычно типографии при обозначении 2 + 3 и расчета цен все равно имеют в виду “ЦМИК”-краски!!! Поэтому Заказчику стоит лишний раз, не пытаясь использовать полиграфические термины обычным языком объяснить, что хочется получить в результате.
Например, Вам нужно, чтобы текст был напечатан голубыми буквами на желтом фоне. Правильнее так и сказать: “Мне нужно, чтобы этот фрагмент был напечатано синими буквами на желтом фоне”. И совершенно неправильно было бы говорить: “Посчитайте мне двухцветную печать”. Вы же видите это как два цвета, но в реальности они могут быть напечатаны не двумя, а тремя или даже четырьмя красками (см. выше). А сотрудник типографии, услышав о “двухцветный печать”, может подумать, что Вам нужна печать в два “пантони” (и, соответственно, сделать иначе, чем Вы просили). Чтобы избежать накладок, просто опишите, что Вы хотите получить. Абсолютно нормально звучит фраза: “Мне нужно 500 листочков с фотографиями нашей продукции с двух сторон. Они должны быть согнуты посередине. Бумага на ощупь – как в глянцевых журналах”. Заказчик не может быть специалистом.