В наши дни много разговоров посвящено тому, как построить прибыльный бизнес, организовать свой собственный бизнес, создать какое-то приносящее доход предприятие. На самом деле, как показывает практика, есть много людей, которые хотят заниматься бизнесом. Даже те, кто далек от мира бизнеса, хотели бы попробовать себя в качестве руководителя компании. Однако сегодня мы не будем говорить об этом.
Статья посвящена немного другой теме. Это будет полезно людям, которые, наоборот, хотят избавиться от своего предприятия, хотят найти способ продать бизнес и при этом остаться в достаточно выгодном экономическом положении. В нем мы обсудим ряд аспектов, связанных с такой продажей. Речь идет не только о непосредственном поиске покупателя, но и о различных мерах, которые следует предпринять перед продажей. В общем, мы будем более подробно рассказывать о том, как продать бизнес, предлагая наши советы по конкретному вопросу.
Прежде всего, если вы решите избавиться от своего предприятия, мы бы рекомендовали вам перейти и четко определить, какова причина продажи и может ли она быть доведена до сведения покупателя. Первое — это ваши личные предпочтения. Примером может служить ситуация, когда вы хотите сменить вектор своей деятельности и, скажем, начать организовывать совершенно другую компанию. Или, скажем, вы в принципе устали от предпринимательства и хотите сделать перерыв. Затем вы можете честно рассказать об этом покупателю, который непременно задаст этот вопрос.
Совершенно иная ситуация, когда вы ищете информацию о том, как продать бизнес из-за его убыточности, риска краха или трудностей, которые угрожают предприятию в будущем. Конечно, говорить об этом нежелательно, потому что, в зависимости от характера трудностей, не каждый человек возьмется за управление вашим предприятием и, соответственно, за его покупку. То же самое относится и к прибыли: очевидным фактом является то, что чем больше предприятие зарабатывает, тем дороже оно продается. Если ваша бизнес-схема убыточна, ее купят у вас, скорее всего, практически за бесценок. В этом случае мы рекомендуем вам либо согласиться на более низкую стоимость, либо пройти через сложный период в жизни предприятия, достичь какой-то прибыльности, а затем готовиться к его продаже. Тогда вы сможете помочь гораздо больше.
Все мы люди, включая вашего клиента. А человек — это существо, которое просто обязано планировать свое будущее. Мы стараемся строить планы, просчитывать возможные сценарии и делаем все, чтобы заглядывать вперед. В случае с предпринимательской деятельностью ситуация абсолютно аналогичная. И покупатель, которого заинтересует ваше предложение, также захочет узнать, чего он может достичь, куда ему следует двигаться в будущем, какую прибыль он получит. Все это должно быть включено в бизнес-план вашего проекта и предоставлено будущему покупателю. Это не только поможет вам быстрее найти человека, готового оплатить ваше дело, но и получить максимальную отдачу от сделки.
Если состояние вашего бизнеса таково, что у него нет перспектив на будущее, мы советуем вам подумать о продаже по частям, то есть избавиться от активов, составляющих вашу компанию. Для этого необходимо провести правильную оценку, чтобы понять их рыночную стоимость.