Что такое малый бизнес

Предпосылки развития малого бизнеса

Растущая сложность современного технологического оборудования, необходимость повышать эффективность и качество работы, умение быстро реагировать на запросы рынка и последние достижения в науке и технике во всем мире породило необходимость изменения внутренних и внешних условий хозяйственной деятельности. Как следствие резко возросло количество так называемых предприятий малого бизнеса, в штате которых ограниченное число работников с высокой квалификацией и образовательным уровнем, и до минимума сокращены уровни управленческой иерархии.
В настоящее время малому бизнесу принадлежит заметная доля в рыночной экономике. Он определяет темпы https://versia.ru/moratorij-na-planovye-proverki-dlya-malogo-biznesa-prodlili-na-god экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Так, в развитых странах на него приходится до 80% ВНП.

Виды малого бизнеса

В зависимости от принадлежности малого бизнеса к определенной отрасли выделяют три его вида.
Производственный бизнес. Сфера деятельности – производство товаров. К нему относятся строительные, промышленные, автомобильные, фармацевтические предприятия, а также предприятия легкой и пищевой промышленности. Для налаживания производственного процесса требуется много времени и средств, поэтому прибыль можно получить нескоро. Нуждается в поддержке со стороны государства.

Коммерческий, финансовый бизнес. Сфера деятельности – купля и продажа товаров. К нему относятся оптовые и розничные магазины, посреднические фирмы, аптеки и бензоколонки и т.д. При очень высокой рентабельности (20-30%) этот вид бизнеса несложно организовать.
Бизнес предоставления услуг. Самый распространенный в мировой практике, потому что его легко организовать, а деятельность по оказанию услуг очень востребована.

Преимущества малого бизнеса

Малый бизнес имеет ряд значительных преимуществ. В сравнении с крупными корпорациями, в нем существует возможность принимать более гибкие и оперативные решения, так как упрощена структура управления, что дает возможность быстро реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой. Его основная ориентация – региональные рынки, поэтому продукты деятельности максимально отвечают запросам потребителей. Развитие малого бизнеса – это эффективный способ решать проблему занятости, потому что на малых предприятиях создаются рабочие места.

Отличия малого бизнеса от крупных предприятий

По отношению к крупных предприятий малый бизнес способен эффективно выполнять вспомогательные функции.

Становясь субкооператорамі, малые предприятия принимают на себя производство, что обеспечивает некоторые сферы деятельности крупных производителей

Малый бизнес не требует значительных первоначальных инвестиций, поэтому не имеет крупных производственных мощностей. В то же время небольшие объемы производства позволяют быстро переориентировать его, внедрять новые технологии.

Главными отличиями предприятий малого бизнеса от предприятий средних и крупных размеров является численность рабочих мест и предельные значения выручки от реализации товаров или услуг за прошлый год. В разных странах они не одинаковые. Так, в Украине приняты следующие нормативные документы по численности рабочих мест (данные могут меняться):

  • – в строительстве и промышленной деятельности – до 200 человек;
  • – в других областях сферы производства – до 50 человек;
  • – в науке и научном обслуживании – до 100 человек;
  • – в отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек;
  • – в розничной торговле – до пятнадцати человек.

При предельных значений выручки для предприятий малого бизнеса в Украине определены следующие показатели (данные могут меняться):

  • – для микропредприятий – 20 млн грн;
  • – для малых предприятий – 100 млн грн.

Основные этапы создания и организации малого бизнеса

Эффективность малого бизнеса уже теоретически обусловлена тем, что его функционирование не требует вначале больших капиталовложений, материальных и трудовых ресурсов. Однако, неграмотный поход к этапам создания малого предприятия создаст все условия, способствующие его финансового краха.

К числу основных составляющих организации малого предприятия относятся:

  • предварительный анализ и выбор определенной сферы бизнеса;
  • формирование правовой защиты;
  • привлечение финансовых средств;
  • узаконивание предпринимательской деятельности.

Все этапы являются последовательными и взаимосвязанными звеньями, определяющих дальнейший успех предпринимательской деятельности.

Анализ и выбор сферы бизнеса (самоопределение)

Прежде чем определиться в конкретном виде хозяйственной деятельности, предпринимателю необходимо тщательно изучить состояние рынка в интересующей его области. При этом следует учесть правовое состояние законодательной базы малого бизнеса, социально-экономические факторы (конкуренция, покупательная способность, уровень инфляции, финансово-кредитная система).

Не менее важны политические факторы, так как стабильная политическая система максимально способствует защите собственности и вложенных инвестиций.