Все существующие станции и места ремонта автомобиля можно условно разделить на три группы: дилерских СТО, сторонний автосервис и «гаражные» мастерские. Что такое дилерский авторизованный сервис — понятно. Но как разделить небольшие профессиональные СТО и «гаражные» мастерские? Будем считать профессиональным сервисом тот, где обязательно есть участок мойки, гидравлический подъемник, покрасочный бокс и стенд развала-схождения. На самом деле — это уже самый минимум, без которого станцию можно объективно отнести к «гаражным». Но нужно учесть, что здесь мы не рассматриваем специализированные станции (такие, как, например, «Ремонт КП», «Ремонт двигателя» и тому подобное), а только те, которые делают все виды ремонта автомобилей.
Так где лучше проводить ремонт отечественного автомобиля — на дилерской СТО, стороннем автосервисе или в «гаражных» мастерских? Дилерские СТО. Цены, конечно, на дилерских сервисах самые высокие среди всех других, но на практике все не так однозначно. Сроки — обычно все дилерские сервисы достаточно плотно заняты ремонтом по гарантии: такая особенность отечественных автомобилей. За получением гарантийного ремонта нужно встать в очередь, и здесь сроки могут быть, скажем мягко, довольно большими. Но если вы приехали ремонтировать автомобиль за деньги, да еще и размер ремонту приличный, то на станции найдут способ вас быстрее. Официально дилеры такой подход отрицают, утверждая, что у них все равны.
Однако, как показывает реальная практика — всегда можно договориться. Качество ремонта и диагностики на дилерских СТО, безусловно, на высоте. В вопросах диагностики дилерским станциям равных практически нет — они обладают полным комплектом стендов, и это оборудование высокого класса. То же и с качеством самих работ: их делают сегодня не хуже, чем на станциях для иномарок. Зато, в отличие от «иномарочных», дилеры отечественных автомобилей могут позволить привезти для ремонта свои запчасти(!), если автомобиль не на гарантии. Хотя смотрят на это, что называется, косо и всячески отказывают, критикуют привезенные детали и предупреждают, что за их качество ответственности не несут — что логично. Кроме российских запчастей, почти на всех станциях дилеры предлагают и более качественные (но и более дорогие) детали европейского производства. По удобству пользования, дилерские СТО — одни из лучших. Фирменный автоцентр легко найти в Интернете или справочнике, легко дозвониться, вопрос можно решить по телефону. Обстановка фирменная: холл, рецепшн, телевизор, цветочки… персонал вежливый. Мы рекомендуем http://ucars.ru это пожалуй одно из лучших СТО на сегодняшний день.
Но связь с сервис-менеджером — только через диспетчера, в ремзону клиентов не пускают. Впрочем, этот стандарт применяют во всех, и в «иномарочных», автоцентрах — иначе в рем.зоне от клиентов (каждый из которых лучше мастера знает, как надо ремонтировать автомобиль) будет просто негде развернуться. Главными преимуществом сертифицированных СТО ежегодное обучение и сертификация всех специалистов, наличие специального инструмента для ремонта и склада оригинальных запчастей. Это, в не малой степени, позволяет обеспечить качественный профессиональный ремонт.
На сертифицированных СТО оформят гарантию на работы и запчасти не на словах, а документально. Что касается ремонта автомобиля на гарантийном обслуживании, то здесь и речи не может быть о ремонт в стороннем сервисе и «гаражах» — если, конечно, владелец хочет сохранить гарантию на автомобиль. Никто не сможет лучше позаботиться о гарантийном автомобиле, как сама организация, его продала и производила. В случае спорных ситуаций закон будет, скорее всего, на стороне потребителя. И, наконец, цены на работы в сертифицированных СТО строго нормированы, а не берутся из головы, благодаря чему ремонт, как правило, оказывается дешевле. Сторонние СТО. Посторонний (то есть не дилерский) профессиональный автосервис — пожалуй, самый интересный предмет нашего разговора. Интересный вопрос с ценами. Для недилерских СТО высокого класса, которые ориентируются на иномарки, недорогой ремонт отечественных ВАЗ’ів или ГАЗ’ів, чаще всего, не особенно интересный. Владельцу или отказывают, или называют цену, похожую c ремонтом «иномарки», которая оказывается близкой к дилерской, а порой даже выше ее. Впрочем, качество ремонта тоже не хуже дилерского. Неотъемлемая черта всех сторонних СТО — возможность использовать запчасти, привезенные с собой. Притом на недилерских СТО, специализирующихся на ВАЗ/ГАЗ/УАЗ, или тех, где доля российских автомобилей высока, как правило, всегда предлагают варианты по запчастям от разных производителей: дороже и дешевле. По срокам посторонние СТО успешно конкурируют с дилерскими, и номинально они ремонтируют и обслуживают быстрее.
Однако на практике часто случается так, что станция оказывается сильно загружена, и надо ждать. В то время как у дилера автомобиль возьмут хоть в эту минуту. Впрочем, отыскать другую СТО тоже несложно — в любом справочнике и в Интернете можно найти с десяток телефонов. Удобство пользования, особенно в крупных сервисов, не хуже, чем у дилеров: холл, рецепшн, телевизор… На многих СТО можно непосредственно связываться с сервис-менеджером. Иногда пускают в ремзону. Если у автомобиля уже истек гарантийный срок, то у владельца появляется самый широкий выбор мест для ремонта. И вполне логичное стремление здесь — обслуживать и ремонтировать автомобиль с меньшими затратами, но, вместе с тем, получить сервис «гаражного», а профессионального качества.
Решением этого вопроса есть профессиональные недилерские СТО. Такие автосервисы располагают всем необходимым оборудованием и могут выполнить любые виды ремонта. При этом автовладелец получает ремонт того же качества, что и в дилерских автосервисах, но по более доступной, чем у дилеров, цене. Кроме того, в большинстве случаев, автомобиль у сторонних СТО отремонтируют быстрее. И еще: не такой уж большой секрет, что ряд недилерских сервисов по договоренности делает ремонт (в основном кузовной) для автомобилей, поступивших от дилеров, которые принимали их в клиентов на своих станциях. «Гаражные» мастерские. Цены, в «гаражах», объективно — самые низкие. Собственно, это и есть главное конкурентное преимущество «гаражных» мастерских и механиков-частников. Что до качества, то здесь хуже всего обстоят дела с диагностикой и кузовным ремонтом — сказывается полупрофессиональное и кустарное оборудование, либо его полное отсутствие.
Но, с другой стороны, простые операции по обслуживанию — такие, как смена масла, тормозных колодок, свечей, фильтров и т. д., а также работы уровня «снял-поставил» (вроде замены генератора, вентилятора печки или стартера) «гаражах» сделают ничуть не хуже, чем в том же дилерском центре. Сроки — самые расплывчатые. Иногда работу могут сделать достаточно оперативно, но иногда автомобиль может «зависнуть» у мастеров очень надолго. Здесь, с одной стороны, сказывается отсутствие оборудования, поэтому многие операции усложняются, с другой — настроение самих «гаражных» мастеров. Из удобств пользования можно назвать только возможность всегда позвонить механику, ремонтирующему автомобиль, и лично присутствовать при ремонте. Запчасти для ремонта практически на 100% придется покупать самому — с одной стороны это плюс, для другого минус. Само собой, никаких холлов и рецепшнов, доброжелательных девушек и телевизора.
Разве что старый злой вахтер при въезде на гаражную стоянку. Никаких телефонов в справочнике и веб-сайтов. О «гаражниках» узнают или по знакомству, или в сообщениях на Интернет-форумах, или случайно, заметив на заборе фанерку с надписью «Ремонт ВАЗ, ГАЗ» и стрелкой, указывающей на ржавые ворота. Итоги: Где ремонтировать отечественный автомобиль? Однозначного ответа здесь нет: в каждой из рассмотренных групп станций есть свои плюсы и минусы. Но некоторые общие выводы сделать можно. Если речь идет о простое ТО (замена масла, фильтров, свечей, колодок, ремня и т. д.) или небольшом ремонте «сняли, поставили», то, пожалуй, самый оптимальный вариант — руководствоваться цене, срокам и территориальным расположением станции. Где нашлось наилучшее их сочетание — туда и ехать.
В принципе, тем же методом можно действовать и в случае среднего и крупного ремонта: с той лишь оговоркой, что здесь надо обращать внимание на оборудование станции, от чего будет напрямую зависеть качество ремонта. Например, если требуются кузовные работы и покраску, то станции без специальных покрасочных боксов (которые, тем не менее, за такой ремонт часто берутся) рассматривать не стоит. То же и с ремонтом подвески не стоит ехать туда, где нет стенда установки развала-схождения. Но, в то же время, такую работу, как капремонт двигателя или «переборки» коробки передач, вполне можно доверить и другому мастеру из гаража — это опытный и честный механик, то он сделает работу не хуже, чем на фирменной станции (иногда даже много лучше), а возьмет за нее ощутимо меньше. Вообще, при ремонте отечественных автомобилей человеческий фактор имеет большое значение. Чего греха таить, кое-как могут сделать ремонт на станции любого класса. Впрочем, и механики, которые умеют, а главное хотят работать ответственно, тоже встречаются.