В конце 2016 года нормы Налогового кодекса о трансфертном ценообразовании (ТЦ) https://audit-invest.com.ua/consulting/consultatsii-pri-podgotovke-dokumentatsii-po-tco были скорректированы Законом № 1797. Эксперты считают, что данная манипуляция направлена на борьбу с минимизацией налогов при экспортно-импортных операциях. Следует отметить, что изменения действуют с начала 2017 года.
Изменения касаются только корпоративного подоходного налога, единого налога, с которым теперь связано регулирование трансфертных цен. Ранее трансфертные цены также контролировались НДС. Под НКП понимается система определения рыночной цены товаров, работ (услуг) в сделках, признаваемых в соответствии со ст. 39 НКУ контролируются. Критерии отчетности Налоговые органы считают целесообразным повышение критерия стоимости, согласно которому операции классифицируются как контролируемые.
Их два: общий годовой доход плательщика, рассчитанный в соответствии с нормами бухгалтерского учета (увеличен с 50 млн грн до 150 млн грн); общая годовая сумма сделок с контрагентом-нерезидентом (увеличена с 5 млн грн до 10 млн грн). На практике в 2017 году это освобождает часть операций и плательщиков от дополнительного контроля со стороны Государственной налоговой службы, поскольку суммы ниже порогового значения не являются существенными для рисков доходов и уклонения от уплаты налогов. Однако за 2016 год по-прежнему необходимо будет сдавать отчет о контролируемых сделках по указанным выше критериям, то есть, если годовой доход превышает 50 млн грн (без НДС) и годовой объем операций с контрагентом составляет 5 млн грн (без НДС). Часто возникали вопросы об определении годового дохода по стандартам бухгалтерского учета. Отчет о финансовых результатах за год нужно вести отдельными строчками.
Он не должен отдельно отражать курсовую разницу и тому подобное. Достаточно подвести итоги четырех строк отчета. Кроме того, в 2017 году существенно изменился срок отчетности: с 1 мая по 1 октября. Кроме того, эти правила распространяются на отчеты за 2016 г. Следовательно, у компаний будет больше времени для подготовки документов. Специально для тех, чьи головные офисы находятся за границей, и не успели до 1 мая получить необходимую информацию от своих материнских компаний. Однако в этом смысле обострилась другая проблема: несоответствие сроков представления отчетности по трансфертному ценообразованию и налогу на прибыль (крайний срок — 1 марта 2017 г. для отчетности за 2016 год). В конце концов, цифры в обоих отчетах должны совпадать.
Для решения данной проблемы налогоплательщикам было предоставлено право подавать уточненную налоговую декларацию в случае самостоятельной корректировки своих финансовых показателей в отчете по трансфертному ценообразованию. При этом штраф в размере 3% от суммы самостоятельно начисленных обязательств платить не нужно. Здесь только уточнение по подоходному налогу без уплаты штрафа может быть представлено только до 1 мая, так как из-за спешки при внесении изменений этот недочет ни разу не исправили на ПК.
С очередной поправкой к ст. 39 Кодекса налоговые органы обязуются установить единую дату: 1 октября. Разница в сроках отчетности связана с еще одним нюансом: предоставлением дополнительной документации по запросу налоговых органов. Пока в НК говорится, что ГФС может подать заявление с таким запросом не ранее 1 мая (более ранний срок подачи отчетов). Но теперь сами компании могут готовить отчеты о трансфертном ценообразовании до 1 октября. Здесь нет ничего плохого, это еще одно правило искусства. 39 означает, что инспектор может запросить документы только на основании отчета о трансфертном ценообразовании. Так что на момент подачи документов никто не будет просить.