Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) направлена на выявление и прогнозирование ожидаемого влияния на окружающую среду, здоровье и благополучие людей со стороны хозяйственной и иной деятельности. Методология ОВОС получила свое признание почти во всех развитых странах. В июне в 1988 г. была введена в действие Директива ЕС № 337/85 «Оценка влияния некоторых государственных и частных проектов хозяйственной деятельности на
окружающую среду». Согласно нее, для стран — членов ЕС обязательным является проведение ОВОС до выдачи разрешения на осуществление всех крупных проектов, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду. Подробнее про оцінку впливу на довкілля читайте на страницах нашего специализированного сайта.
Развитию, становлению и законодательному оформлению ОВОС в Украине способствовало принятие законов Украины «Об охране окружающей природной среды», «Об экологической экспертизе» и Государственных строительных норм Украины ДБН А.2.2-1-95 «Состав и содержание материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений».
Официальное нормативное толкование термина «ОВОС», приведенное в указанных нормах ДБН А.2.2-1-95, такое: это определение масштабов и уровней воздействий планируемой деятельности на окружающую среду, мероприятий по предотвращению или уменьшению этих воздействий, приемлемости проектных решений с экологической точки зрения. Понятие «окружающая среда» определяется здесь как совокупность природных, техногенных и социальных условий существования человеческого общества. Это подчеркивает комплексность процедуры и выводов ОВОС и
ее ориентацию в соответствии с принципами устойчивого развития на интегральную систему «природа—общество».
Целью ОВОС является предотвращение ухудшения состояния природных ресурсов, экосистем и здоровья населения в процессе реализации проектов хозяйственных объектов. В этом контексте ОВОС можно также понимать как определенный вид оценки экологических рисков на предпроектной и проектной стадиях. В документации на объекты государственной экологической экспертизы, согласно ст. 15 закона Украины «Об экологической экспертизе», предусмотрено обязательное наличие комплексной эколого-экономической оценки воздействия планируемой или осуществляемой деятельности на состояние окружающей природной среды, использования и восстановления природных ресурсов, которая оформлена в виде отдельного тома (книги, раздела) документации и Заявления об экологических последствиях деятельности.
Состав, содержание и порядок разработки раздела ОВОС в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию и техническое переоснащение объектов народнохозяйственного назначения в Украине регламентируют Государственные строительные нормы Украины ДБН А.2.2-1-95. Раздел ОВОС является обязательной частью технико-экономического обоснования (ТЭО) или технико-экономического расчета (ТЭР) программ, проектов. Ответственность за организацию и проведение ОВОС возложена на заказчика. Разработка
материалов ОВОС поручается специализированным и другим организациям, имеющим соответствующие лицензии. Процесс разработки материалов ОВОС происходит в такой последовательности:
заказчик определяет исполнителя ОВОС;
заказчик и исполнитель ОВОС составляют и согласовывают Заявление о намерениях с обірунтуванням перечня воздействий проектируемой деятельности;
проводят сбор и систематизацию имеющихся материалов о состоянии природной среды, условия жизнедеятельности населения и хозяйственной деятельности соответственно перечню воздействий; составляют задание на разработку материалов ОВОС с обоснованием объема работ за-
висимости от экологической опасности планируемой деятельности, вариантов ее размещения и состояния окружающей среды;
исполнитель проводит ОВОС в соответствии с заданием и составляет проект Заявления об экологических последствиях деятельности;
заказчик или по его поручению генеральный проектировщик подают материалы ОВОС на государственную экологическую экспертизу в органівМіністерства экологии и природных ресурсов Украины.
При наличии воздействий проектируемой деятельности на территории сопредельных государств состоит трансграничная ОВОС в соответствии с Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Порядок разработки материалов ОВОС должен соответствовать общей технологической схеме инвестиционного процесса строительства (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Инвестиционный процесс строительства
№ пор. этапа |
Содержание этапа строительства | Содержание этапа ОВОС |
Принятие инвестором решения о строительстве | ||
Прединвестиционные исследования | ||
1 | Подготовка исходных данных объекта, намеченного к строительству; определение производственной программы, потребности в сырье, энергоресурсах и кадрах |
Предварительная оценка воздействия объекта на окружающую среду |
2 | Размещение объекта проектирования (разработка вариантов размещения объекта с учетом экологического состояния и инженерной подготовки территории) | Составление Заявления о намерениях |
3 | Составление и согласование задания на разработку ТЭО (ТЭР) | Составление задания на разработку материалов ОВОС в составе задания на разработку ТЭО (ТЭР) |
4 | Разработка ТЭО (ТЭР) в объеме, установленном нормативными документами. Вибірмайданчика (трассы) строительства | Разработка материалов ОВОС в составе ТЭО (ТЭР). Составление заявления об экологических последствиях деятельности |
5 | Согласования и утверждения ТЭО (ТЭР) | Экологическая экспертиза материалов ОВОС. Передача Заявления об экологических последствиях деятельности |
Проектирование | ||
6 | Составление и согласование задания на разработку проекта (рабочего проекта) | Уточнение задания на разработку материалов ОВОС в составе задания на разработку проекта (рабочего проекта) в случае изменения решений, принятых в ТЭО (ТЭР), или градостроительной ситуации |
7 | Разработка проекта (рабочего проекта) в объеме, установленном нормативными документами | Уточнения ОВОС согласно изменит- ного задания |
8 | Согласования и утверждения проекта (рабочего проекта) | Экологическая экспертиза уточненных материалов ОВОС |
Строительство | ||
9 | Разработка рабочей документации | Уточнение материалов ОВОС в случае изменения технологии производства и выполнения строительно-монтажных работ, ухудшающих состояние окружающей среды |
10 | Строительство объекта | Реализация мероприятий, предусмотренных в материалах ОВОС |
Эксплуатация | ||
11 | Освоение проектной мощности | Оценка эффективности природоох- них и защитных мероприятий, предусмотренных в материалах ОВОС. Уточнения, при необхо- димости, материалов ОВОС |
Структура раздела ОВОС должна содержать следующие подразделы:
основания для проведения ОВОС;
физико-географическая и климатическая характеристики района и площадки (трассы) строительства объектов планируемой деятельности;
общая характеристика объектов проектирования и хозяйственной деятельности в зонах их влияния;
характеристика окружающей природной среды и оценка воздействий на него;
характеристика окружающей социальной среды и оценка воздействий на него;
оценка воздействий планируемой деятельности на окружающую техногенную среду;
мероприятия по обеспечению нормативного состояния окружающей среды и экологической безопасности;
комплексная оценка воздействий проектируемой деятельности на окружающую среду и характеристика остаточных воздействий;
Заявление об экологических последствиях деятельности.
Согласно украинского законодательства итоговым результатом проведения ОВОС является Заявление об экологических последствиях деятельности, которая представляет собой юридический документ, который подается вместе с другими проектными материалами на экологическую экспертизу. В этом документе, помимо информации о результатах проведения ОВОС, дается анализ технико-экономических и социальных последствий планируемой деятельности, связанных с ее воздействием на окружающую среду, анализ экологического риска, а также обоснование
выбора предлагаемого варианта. Полнота, объективность и квалифицированное выполнение ОВОС — необходимые условия для взвешенной оценки проекта органами государственной экологической экспертизы и последующего обоснованного решения органов управления по реализации проекта.
Оценка воздействия на окружающую среду хозяйственных объектов может проводиться в полной или ограниченной форме. Полная форма предполагает, что соответствующий раздел проектной документации формируется в соответствии с правилами, изложенными в Государственных строительных нормах Украины ДБН А.2.2-1-95, и по своей сути представляет собой комплексную оценку воздействия проектируемого объекта на окружающую среду на всех стадиях его «жизненного цикла».
Ограниченная форма имеет место тогда, когда проект объекта, подлежащего оценке, потенциально не может оказывать значительного влияния на окружающую среду. Объем и содержание раздела ОВОС в случае использования ограниченного формы должны определяться заказчиком, генеральным проектировщиком и местным органом по вопросам экологической безопасности. Например, в США объем и содержание ОВОС определяют в зависимости от размера проекта, различая соответственно два вида ОВОС:
для малых и для больших проектов. Для повышения качества ОВОС в некоторых странах местные органы управления создают каталоги принципиальных экологических характеристик в пределах «Инвентаризационного перечня природных ресурсов». Эти каталоги содержат карты ресурсов, качественные характеристики и описательные материалы, которые используются во время оценки проектной деятельности. Такой подход направляет деятельность региональных информационных систем экологического управления на создание информационной базы, пригодной для обеспечения процедур ОВОС при проектировании хозяйственных объектов и в процессе инвестиционной деятельности.
Раздел ОВОС возлагается задача сравнительного анализа альтернативных вариантов, которые имеют территориальные, технологические, методические и другие аспекты (место сооружения объекта, виды и параметры оборудования, технологические процессы, отходы и др.), а также определения экологического риска от принятия соответствующих технических решений. Иногда может возникнуть значительное количество альтернативных вариантов как по экономическим, так и по екологічни-
мы показателями, что вызывает определенные трудности во время выбора наилучшего решения. Конечной целью ОВОС является выбор и обоснование наилучшей альтернативы проекта в экологическом отношении. Применения принципа альтернативности и поиск оптимального экологического варианта как нельзя лучше отражают суть процедуры ОВОС. Содержание этого принципа изложено в ст. 36 «Требования к материалам оценки воздействия на окружающую природную среду» закона Украины «Об экологической экспертизе», где говорится о том, что в материалах оценки воздействия на окружающую среду планируемой или осуществляемой деятельности, обосновываются ее целесообразность и спасо-бы реализации, возможные альтернативные варианты решений, характеристика состояния окружающей природной среды территории, виды и уровни воздействия на него в нормальных и экстремальных условиях, возможные изменения его качественного
состояния, эколого-экономические последствия деятельности, меры по уменьшению уровня экологического риска и обеспечения требований экологической безопасности. Итак, учитывая вышесказанное, порядок осуществления ОВОС должна отвечать определенному алгоритму (рис. 3.1).
Оценка воздействия на окружающую среду — это научная система принятия решений по экологической безопасности проектируемого объекта. Она не является обособленным видом деятельности, а рассматривается как сложная процедура обоснования и комплексной оценки последствий запланированной реализации проектируемого объекта.
В ходе проведения ОВОС в основном используется нормативный подход, согласно которому оценку планируемой деятельности следует осуществлять сравнением параметров окружающей среды с нормативными показателями.