Техническая эксплуатация лифтов

Технический осмотр, испытание и ремонт лифтов осуществляют в соответствии с действующими требованиями нормативно-технических актов. Лифты являются машинами повышенной опасности, поэтому контроль за их техническим состоянием осуществляет инспекция государственного технического надзора. Ответственность за исправное состояние и безопасную эксплуатацию лифтов возлагается на его владельца. Владелец лифта обеспечивает его постоянное содержание в исправном состоянии, осуществляя надлежащее обслуживание и контроль, а также определяет время его работы.

Владелец лифта обязан: обеспечить обслуживание лифтов

необходимым количеством диспетчеров, лифтеров, лифтеров-обходчиков; следить за укомплектованностью штатов, квалификацией и аттестацией персонала, своевременным проведением повторной проверки знаний; установить количество лифтов, обслуживаемых одним диспетчером, лифтером, лифтером-обходчиком по согласованию с органами инспекции государственного технического надзора; назначить приказом лицо (аттестованную в органах инспекции государственного технического надзора), преимущественно из технической администрации, ответственное за исправное состояние и безопасное функционирование лифтов (если надзор за лифтами осуществляет специализированная организация, то ответственность несет соответствующее лицо этой организации), обслуживание лифтов лифтерами и лифтерами-обходчиками допускается при невозможности диспетчеризации лифтов здания; обеспечить обслуживающий персонал действующими должностными инструкциями и инструкциями по технике безопасности; обеспечить проведение массово-разъяснительной работы с жителями, особенно среди детей, распространение информационного материала среди населения о правилах пользования лифтами и мероприятия по их сохранению; вывесить в кабине лифта и на первом этаже правила пользования лифтом, а также адреса и номера телефонов, по которым следует звонить в случае обнаружения неисправности лифта; контролировать проведение осмотров лифтов лифтерами или лифтерами-обходчиками и записей о проведенной работе в журнале «приема — сдачи смен»; контролировать проведение технических осмотров и обслуживание лифтов работниками специализированной организации в установленные сроки; контролировать ежегодное техническое освидетельствование лифтов; ремонт строительных конструкций лифта по согласованию и в присутствии представителя организации, ведущей надзор за лифтом; устанавливать порядок работы лифтов по согласованию со специализированной организацией; при возникновении аварии немедленно уведомить организацию, осуществляющую технический надзор за лифтом, а при несчастном случае, связанном с эксплуатацией лифта, кроме этого, уведомить органы милиции и инспекции государственного технического надзора и, по возможности, если это не является опасным для жизни и здоровья людей, сохранить всю обстановку аварии или несчастного случая до прибытия представителей указанных служб.

Содержание, техническое обслуживание и ремонт лифтов осуществляет исполнитель услуг или по договору — специализированная организация в соответствии с разрешением инспекции государственного технического надзора. Исполнитель услуг имеет право самостоятельно содержать и ремонтировать лифты при наличии соответствующих разрешений, полученных в соответствии с нормативными документами. Это негативно сказывается на управлении технической эксплуатацией зданий в целом. Таким образом, техническая эксплуатация лифтов, как правило, осуществляется специализированными организациями на договорных началах.

Техническая эксплуатация лифтов проводится линейными электромеханиками совместно с лифтерами (лифтовое обслуживание) или (при подключении лифтов к диспетчерскому пульту) линейными электромеханиками совместно с диспетчерами и дежурными электромеханиками (комплексное обслуживание). Ликвидацию сбоев в работе лифтов в вечернее, ночное время и выходные дни должна осуществлять аварийная служба.

Каждый лифт, находящийся в эксплуатации, должен иметь технический паспорт и соответствующие документы. Организация, осуществляющая содержание лифтов, обязана обеспечить обслуживающий персонал такими документами и следить за их правильным заполнением: лифтеров, лифтеров-обходчиков и диспетчеров — журналом приема-сдачи дежурства, где фиксируют аварии лифтов; электромехаников — журналом технического осмотра с записью каждого осмотра, а также производственными инструкциями и инструкциями по технике безопасности.

Техническое освидетельствование лифта следует производить в присутствии лица технической администрации владельца лифта, а при техническом освидетельствовании вновь смонтированного (реконструированного) лифта должен присутствовать представитель монтажной организации. Дату и результаты технического освидетельствования лифта, записывает в паспорт лицо, проводившее осмотр.

Каждый вновь установленный лифт подлежит регистрации, а реконструированный лифт — перерегистрации в органах государственного технического надзора на основании заявления руководителя предприятия и предоставленного паспорта лифта. Регистрацию (перерегистрацию) лифта нужно производить при предъявлении следующих документов: письменного заявления руководства организации — владельца лифта; паспорт лифта с комплектом технической документации; акта технической готовности и приемки лифта, подтверждающий соответствие лифта требованиям; документа, который подтверждает наличие у владельца лифта обученного и аттестованного обслуживающего персонала (диспетчеры, лифтеры, лифтеры-обходчики) или договора на проведение технического надзора за лифтом специализированной организацией. Разрешение на ввод лифта в эксплуатацию вновь смонтированного или реконструированного выдает инспекция государственного технического надзора после его регистрации (перерегистрации) и проведения технического осмотра и испытания всего лифтового оборудования.

Для лифтов разработана определенная система технической эксплуатации, которая устанавливает круг вопросов, решение которых соответствующими должностными инструкциями возлагается на каждую категорию обслуживающего персонала. Условия технической эксплуатации лифтов зависят от многих факторов, например, от типа лифта и режима работы здания. Система технической эксплуатации лифтов в целом содержит технологическое обслуживание, техническое обслуживание, ремонты (текущий и капитальный) и реконструкцию.

Технологическое обслуживание — это подготовка лифтового оборудования к хранению, транспортировки, монтажа, использования.

Техническое обслуживание — это поддержание определенного уровня работоспособности лифта путем проведения комплекса мероприятий: смотров

(общих, профилактических, неплановых), подготовка к сезонной эксплуатации, ликвидация неисправностей, требующих немедленного устранения, другие работы. Техническое обслуживание включает мероприятия, которые обеспечивают исправность всего лифтового оборудования и безопасное его использование в период между ремонтами Учет мероприятий по техническому обслуживанию осуществляется в специальном журнале, который хранится у главного инженера предприятия.

Во время эксплуатации лифтов необходимо: обеспечить нормальную освещенность этажных площадок перед каждой дверью лифта в течение суток, также подходов машинного и блочного помещения; обеспечить свободные подходы к лифтам, дверям машинного и блочного помещения; не допускать хранения посторонних предметов или материалов в машинном и блочном помещении; содержать двери машинных и блочных помещений лифтов постоянно надежно запертыми с целью предотвращения доступа посторонних лиц ключи от этих помещений должны храниться у лифтеров или иных работников организации, о чем сделать соответствующую надпись на дверях; обеспечить постоянную температуру воздуха в машинном и блочном помещениях не ниже 5°С; принимать немедленные меры по устранению причин, вызывающих появление влаги или жидкости в машинном и блочном помещениях, шахте или приямке лифта.

При эксплуатации лифтов необходимо строго соблюдать правила техники безопасности. Основная задача службам эксплуатации — обеспечить надлежащее содержание машинного помещения и шахты лифта. Они должны быть сухими и оборудованы системами освещения, отопления и вентиляции. Шахты лифтов должны иметь сплошное огнеупорное ограждения. Ячейки ограждения из сетки не должны превышать 20*20 мм.

Технический осмотр лифта осуществляется после капитального ремонта и реконструкции лифта или его основных элементов (лебедки, тормоза), а во время последующей эксплуатации — один раз в год. В процессе осмотра проводят статические и динамические испытания лифтовых установок. Технический осмотр осуществляет комиссия в составе представителей владельца лифта, монтажной или ремонтной организации, государственного технического надзора и лица, ответственного за техническую эксплуатацию лифта. Результаты технического осмотра инспектор государственного технического надзора вносит в паспорт лифта.

К работе в качестве диспетчеров, лифтеров, лифтеров-обходчиков могут быть допущены лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обученные по установленной программе и аттестованные органами инспекции государственного технического надзора с выдачей соответствующего удостоверения. Повторную проверку знаний и практических навыков их работы нужно проводить не реже одного раза в год аттестационной комиссией владельца лифта с участием представителя специализированной организации, осуществляющей технический надзор за лифтами.

Обслуживающий персонал (электромеханик лифтов, дежурные электромеханики, лифтеры-обходчики, диспетчеры) осуществляют лишь

периодический контроль, частичное техническое обслуживание, устранение внезапных отказов. Руководству предприятия необходимо обеспечить обслуживающий персонал необходимыми материалами, инструментами и инструкциями по технической эксплуатации лифтов.

Профилактические осмотры лифтов осуществляет электромеханик, имеющий стаж практической работы по монтажу и ремонту лифтов не менее одного года. Проверка знаний, умений и навыков работника и выдача ему соответствующего удостоверения проводится комиссией с участием инженера-инспектора государственного технического надзора.

Электромеханик обязан вместе с помощником: осуществлять техническую эксплуатацию лифтов в соответствии с разработанным и утвержденным в установленном порядке планом-графиком; следить за выполнением плановых текущих ремонтов и технических осмотров лифтов в сроки, указанные в паспортах, и готовить лифты до этих мероприятий; принимать участие в технических обзорах лифтов; принимать участие в общих осмотрах с целью определения состояния, вида и объема ремонтных работ лифтов; составлять заявки на приобретение необходимых запчастей и смазочных материалов; вести учет мероприятий по техническому обслуживанию и ремонтов каждого лифта; при технической эксплуатации лифтов строго соблюдать правила техники безопасности.

Согласно графику технического обслуживания лифтов существуют следующие профилактические осмотры: ежедневные, декадные, ежемесячные, один раз в квартал, один раз в полгода.

Электромеханик-монтер лифтов, лифтер или диспетчер во время ежедневного профилактического осмотра осуществляет проверку исправности всех замков дверей шахты и кабины, звуковой и световой сигнализации и переговорной связи, ограждающих конструкций шахты, освещения шахты, кабины, площадок, а при необходимости смазка механизмов.

Во время декадного осмотра вместе с работами из ежедневного осмотра проверяют аппараты контактной панели, исправность всех блокировочных контактов, в случае необходимости их зачистки, состояние и работу лебедок и тормозных устройств, их регулирование. Во время ежемесячного профилактического осмотра наряду с работами с декадного осмотра осуществляется проверка состояния крепления концевого выключателя, башмаков кабины и противовесов, расстояния между элементами лифта, состояние электродвигателей и регулирования. Во время квартальных

профилактических осмотров дополнительно осуществляется проверка состояния всех креплений фундамента подъемного механизма, зубчатых передач, крепление направляющих и их соединений, а также состояние автоматических устройств и регулировка. Во время профилактического осмотра, делается один раз в полгода, осуществляется проверка состояния ограничителя скорости, ловителей, электрического провода, провода заземления.

Не допускается: выполнять пуск лифта путем непосредственного воздействия на аппараты, подающие напряжение на электродвигатель; выводить из строя предохранительные и блокировочные устройства лифта; подключать к цепи управления лифтом электрический инструмент, лампы освещения и другие электрические приборы, кроме измерительных, пользоваться переносными лампами с напряжением более 36 В.

Во время работы лифта не допускать его перегрузки. На всех этажах и внутри кабины должны быть вывешены правила пользования лифтом и номер телефона, по которому необходимо звонить в случае неисправности лифта.

В случае обнаружения неисправности предохранительных устройств, сигнализации, освещения, угрожающих безопасному пользованию, лифт нужно остановить, а восстановить его работу — только после устранения сбоев при участии специализированной организации.

Остановка лифтов и нарушение установленного времени работы разрешается только для профилактических осмотров, а также для ликвидации аварий. Продолжительность остановки лифтов ограничена во времени: в случае профилактического осмотра — 8 часов; в случае текущего ремонта — 8 суток; в случае ликвидации аварии — 10 суток. При этом надо вывешивать объявление о его остановку с указанием срока и даты остановки на первом и последнем этаже.

Для групп лифтов рекомендуется применять диспетчерское управление, что снижает стоимость эксплуатации и улучшает надзор за лифтами, их работа допускается при условии постоянного присутствия возле пульта диспетчера.

Помещения диспетчерского пульта размещают в центре группы лифтов, обслуживаемых. При необходимости ухода от диспетчера пульта его заменяет лифтер-обходчик.

Лифты самообслуживания, оборудованные диспетчерским управлением, должны работать круглосуточно независимо от этажности здания.

Яндекс.Метрика