Азербайджанская музыка

Азербайджанская музыка (азербайджан. Azərbaycan musiqisi) (музыка мира) — достижения музыкальной культуры азербайджанского народа — результат многовекового исторического процесса формирования и развития уникальных и глубоко реалистичных традиций. До начала ХХ века эти традиции носили устный характер, с одной стороны, уходили корнями в народное творчество, а с другой — приобретали черты профессионального искусства, особенно разные в мугаматном и ашугском творчестве. — азербайджанские песни

Народная музыка

Важную часть народной музыки составляют семейные и домашние песни: свадебные песни и похороны и похороны (юг, аги, марс). Азербайджанская народная музыка отличается разнообразием жанров: это песня, танец, творчество, ашуг, мугам. Как и в песнях, танцы отражают тип темперамента их создателей. Женские танцы трезвы, пластичны, лиричны (Вагзали, Узундере), мужские — живые, отличаются ловкостью, силой (газах, Гайтаги, Ханчобани). Основная часть народных танцев — сольные, но есть также танцы в парах и в группах (Хала, Яллы, Йорда-Йорда, Джанго).

В азербайджанской народной музыке существует 7 основных ладов: Раст, Шур, Сегях (особенно расширенный), Шуштер, Баяты-Шираз, Чаргях и Хумаюн, каждый из которых имеет особый образный и эмоциональный характер и содержит сумму определенных мелодий [ один]. Семантика режима раста важна для храбрых и героических танцев. В женских танцах чаще используются сегях, шур. Композитор Узеир Гаджибеков в своем произведении «Основы азербайджанской народной музыки» пишет:

Азербайджанская народная музыка по размерно-ритмической структуре подразделяется на музыку с четко выраженным размером и музыку без метра. Музыка с четко определенной метрикой состоит из популярных песен, всевозможных народных танцев, а также «теснифи» (вокальная музыка) и «ранги» (инструментальная музыка). Размеры этих форм самые распространенные, то есть 6/4, 4/4, 3/4, 2/4, 4/8. 6/8. 3/8. Нет таких размеров, как 7/8, 5/4, которые встречаются в музыке других восточных народов. 4/4 более характерно для азербайджанской музыки, чем 2/4.

Одной из особенностей ладонно-интонационной системы азербайджанской музыки является наличие микроинтервалов (в 17-ступенчатой ​​октаве).

Азербайджанские народные музыкальные инструменты используются самыми разными. Наиболее распространены ветры: тутук, балобан, зурна; усеянные струнами — тар, саз (его разновидности: дшуре-саз, бек-саз, голтух-саз), уд, канон; тетивы — кеманча; барабаны — деф (бубен), копоть, гоша-нагара. Создателем азербайджанского тара (11 струн) является азербайджанский музыкант и дизайнер Садыхджан, живший в 19 веке и получивший прозвище «Отец тара». 4 октября 1920 г. в целях «широкого и планомерного распространения музыкального просвещения пролетарских масс и обслуживания всех пролетарских организаций АССР» был издан декрет «О национализации музыкальных инструментов», который они были переданы в ведение Комиссии народного просвещения как государственная собственность. 1 мая 1932 года композитор Узеир Гаджибеков создал первый азербайджанский музыкальный оркестр народных инструментов имени А.С. Рустамова, а в январе 2000 года при Обществе был создан Азербайджанский государственный оркестр народных инструментов. Государственная филармония Азербайджана. 5 декабря 2012 года азербайджанское искусство игры на таре было внесено в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Ритм танца в основном основан на 6/8 и 3/4. Самым важным жанром профессиональной устной музыки в Азербайджане, как и во многих странах Ближнего и Среднего Востока, является мугам.

Согласно Энциклопедии Ираника, иранские музыкальные элементы оказали заметное влияние на развитие азербайджанской музыкальной терминологии и традиций, в то время как азербайджанские музыкальные элементы встречаются в иранской музыке, особенно в танцевальных ритмах. Азербайджанская музыка исполняется в других регионах Кавказа, в основном среди армян, которые переняли систему мугама и музыкальные инструменты, такие как каманча и тар. В танцах и музыке лакцев и лезгин также отмечается влияние азербайджанской музыкальной культуры. Отмечается, что певцы-импровизаторы лезгинского и табасаранского языков, в частности, сочиняли песни и сюжеты, взятые у ашугов Азербайджана, и использовали их стихотворную форму.