Историко-культурные основы развития народной музыкальной культуры Узбекистана

Узбекская музыка зародилась в глубокой древности. Доказательство тому — памятники материальной культуры, обнаруженные на территории страны. Узбекская музыка тесно связана с музыкальной культурой всей Центральной Азии, но в то же время глубоко уникальна. В музыкальном наследии узбекского народа, как и многих других народов Востока, выделяются два великих пласта: фольклор и профессиональное искусство устной традиции (макоми и другие произведения развитой формы). В период 1860-1917 гг. После присоединения Средней Азии к России, этнографы и путешественники, посетившие Среднюю Азию в XIX — начале XX веков, также заинтересовались музыкальными инструментами, изучая быт местных народов. В книгах венгерского ученого А. Вамбери «Очерк жизни и нравов Востока», В. Наливкина «Очерк жизни малоподвижной женщины коренного населения Ферганы», Н. Ликошина «Половина жизнь в Туркестане »определенное место было уделено художественному наследию, народным музыкальным инструментам. В частности, они отметили, что музыкальные инструменты дутар и кобиз можно найти почти в каждом доме, что указывает на широкое распространение домашнего музыкального творчества, в котором обучение производилось на слух.

В Узбекистане музыкальные инструменты богаты и разнообразны. Среди струнных луков — гиджак, сато, кобуз, сетор; усеяны струнами — домбра, дутара, танбур, уд, афганцы (или бухарские) и кашгарские рубабы; струнная перкуссия — чанг; тростник ветровой — сибизик, буламан (балабан), сурнай, кошнай; духовая флейта — най, гаджир-най; бронзовые рога — карнай; барабаны — дойра, нагора, чиндаул, сафаэль, кошук и другие. Характерная черта узбекских ансамблей — игра в унисон. На основе родства инструментов по звуку и другим характеристикам в Узбекистане (а также в Таджикистане) сформировались две группы ансамблей:
а) ансамбли инструментов с достаточно резким и сильным звучанием (карнай, сурнай и нагора или дойра) Указанные ансамбли (в разном составе) выступают на открытом воздухе, на площадях, улицах, двориках. Их сопровождают большие традиционные фестивали, различные ритуалы и уличные представления. Каждый из инструментов выполняет независимую функцию: мелодия возлагается на сурнай, усул (ритмическая структура, которая повторяется на протяжении всего произведения и принадлежит его метрическому ритму), карнай, своего рода фанфары, которые он часто совпадает по своему ритму. на основе усул, который изготавливают из дойры;

б) относительно мягко звучащие ансамбли (почти все инструменты, не входящие в первую группу) в самых разнообразных сочетаниях. При любом составе обязательную дойру исполняет усуль. Группы этой группы в основном интерпретируют произведения жанров, не связанных с ритуалами и церемониальными процессами. В традиционном узбекском оркестре народных инструментов (играет в унисон в 2-3 октавы) разнообразие звука достигается за счет включения в него различных групп инструментов.

Известный российский и советский музыковед, один из крупнейших фольклористов (этномузыковедов) В.М. Беляев систематизировал узбекские инструменты в книге «Народные музыкальные инструменты Узбекистана». Он предложил следующую классификацию:

— Духовые инструменты; най, кошнай, карнай, сурнай;

— Струнные и щипковые инструменты; дутар, саз, чанг;

— Струнные инструменты; рубаб, танбур, гиджак, сато;

— Ударные инструменты; дойра, нагора, корзина, кайрок, ликоп, сафойл, патнис, лаган, занг, балан, суяк чангкобуз, резная ногора.