Какие сказки нужны детям

Современные сказки очень разнообразны. И часто переводчики и люди, которые выдают сказки или пытаются их по-новому адаптировать, или вовсе искажают в сравнении с предыдущими вариантами. Например: „ОГНИВО”. В древнем варианте нашего детства „позитивный” солдат аргументирует убийство „негативной” ведьмы тем, что она, опустив его в подземелье  за золотом и серебром, выманила у него огниво и оставила его на верную смерть. Солдат выбрался и отрубил ведьме голову.

   В современном варианте добрая бабушка-ведьма вытащила солдата с огником и большим количеством золота вверх и была убита „положительным” героем – солдатом за то, что не призналась, для чего ей огниво.

   Как же разобраться какие сказки нужно читать детям?

   Что дает сказка? Когда ребенок совсем маленький, она сидит у мамы и у папы на коленях и слушает сказку прежде всего потому, что ей приятно ощущать родительское тепло. Позже, когда ребенок начинает понимать смысл того, о чем рассказывают сказка начинает помогать формировать у ребенка уверенность в себе, творческое мышление, развивает общее мышление, образное мировосприятие.

   Дошкольникам все же больше подойдет народный фольклор, а не волшебные истории, которые написаны одним автором. Народные сказки родились 200-300 лет назад ( а некоторые еще раньше) поэтому несут в себе мудрость, необходимую для развития души ребенка, и они ценны тем, что образы в них отшлифованные столетиями. Нам ближе русские народные сказки, а также сказки в обработке братьев Гримм ( они очень тщательно собирали народный фольклор). Кстати, аудиосказки доступны на страницах нашего https://crimeabest.com/detskie-audioskazki/ специализированного сайта.

   Интересно, но в этнически далеких  друг от друга народов есть близкие по сюжету сказки. Например сказка подобна „Красной шапочки” есть даже в Японии. А „Золушка” и „ Госпожа Метелица” встречаются в разных интерпретациях у многих народов мира.

   Сказочники собирали и обрабатывали народное творчество. Но для того, чтобы сказка помогала решить педагогическую задачу, следует ее рассказывать или читать в том варианте, где есть наименьшее количество изменений. Авторские сказки рассчитаны на более взрослый возраст – школьный, когда ребенок уже может самостоятельно оценивать: это – внешний мир, а это – Я.

    Очень интересным фактом является то, что в 20-годы хх века советская власть решила запретить сказки читать малышам в детских садах, считая их ненужными. И очень быстро, буквально через несколько месяцев, у детей начались неврозы. Поэтому пришлось быстро аннулировать решение и вернуть  сказки в мир ребенка.

   Читать или рассказывать? Лучше всего когда ребенку сказку рассказывают, а не читают. Или хотя бы сочетать рассказ с чтением.

   Не удивляйтесь, если ребенок просит каждый день рассказывать ему одну и ту же сказку. Длинные сказки можно поделить на несколько частей и оставить продолжения на следующий день. Это способствует развитию не только творческого потенциала, но и памяти и внимания.

  И все же жестоко или нет?

  Что касается жестокости в сказках, то к этому следует подходить с позиции восприятия самим ребенком. Ибо ход сказки не всегда можно проанализировать рационально. Да, мы взрослые довольно часто характеризуем многие фрагменты сказок как жесткие. Однако есть сюжеты ( в основном в народных сказках), которые не напугают и не травмируют ребенка, если не утрировать все то, что в них происходит, и не акцентировать внимание на „страшном”. Учтите, что детское восприятие жестокости отличается от взрослого. Например сказки „Красная Шапочка” и „Волк и семеро козлят” на подсознательном уровне ребенка, как правило, воспринимаются спокойно, образно представляя все то, что происходит.. Вдаваться в детали, анализировать – это способность взрослого ума.

   Но это касается только народного фольклора. Потому что жестокость в авторской сказке – плод фантазии пусть талантливой, но все же одного-единственного человека, поэтому ребенка можно травмировать. Эти сказки не прошли фильтр годов и поколений, когда остается самое действенное и интересное для ребенка.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: 

·        Пользуйтесь библиотеками, где можно взять книги старых издательств;

·        Наблюдайте за тем, как реагирует ваш малыш на ту или иную сказку, потому что есть дети которых может довести до слез даже „Дюймовочка”;

·        Прежде чем купить книгу, обязательно посмотрите уже известную вам сказку – сюжет может преподнести вам неприятный сюрприз;

·        Читайте те сказки, которые уже понравились малышу, если это ему не надоедает. Пусть он даже знает их наизусть – значит есть душевная потребность пожить некоторое время среди этих образов;

·        Отдавайте предпочтение народным сказкам;

·        Если у вас уже не совсем „правильные” сказки, не читайте, а передавайте их детям, самостоятельно корректируя ход событий;

Старайтесь рассказывать ребенку сказку а не читать ее „с листа”. Пусть станет доброй традицией мамина сказка на ночь.