Классификация грузовых перевозок

Грузовые перевозки подразделяются по следующим признакам:

объем и номенклатура грузов;

скорость доставки:

направление и дальность перевозок;

степень участия различных видов транспорта.

Объем и номенклатура грузов. На железнодорожном транспорте грузовые перевозки в зависимости от объема грузов разделяют на мелкие отправки — до 10 т; малотоннажные и контейнерные — 10— 30 т; по вагонные — согласно грузоподъемности вагонов (платформ); групповые — при отправке однородных грузов на одном перевозочном документе в количестве 2-25 вагонов; маршрутные — при отправленной однородных грузов не менее чем в 25 вагонах.

На морском и речном транспорте грузовые перевозки в зависимости от объема грузов подразделяют на малые отправления — до 10 т, которые перевозят по одному перевозочном документе; сборные — более 20 т, но меньше от технической грузоподъемности (вместимости) судна; судовые — такие, что соответствуют полном техническом загрузке судна.

Классификация грузовых перевозок

На автомобильном транспорте грузовые перевозки https://www.eurasian-bridge.kz/ru/ в зависимости от объема грузов разделяют на поддоны, в которые входят небольшие партии товаров разнообразного ассортимента, и массовые — когда перевозит большой объем однородных товаров.

На воздушном транспорте перевозят грузы мелкими партиями в виде багажа в контейнерах.

На трубопроводном транспорте распределения грузовых перевозок по объему не предусмотрено.

Все виды транспорта, кроме трубопроводного, осуществляющих грузовые перевозки в зависимости от номенклатуры грузов, которые делят на наливные, навалочные, контейнерные, пакетные, искусственные.

Скорость доставки. По скорости различают доставку грузовой и большой скоростью. На железнодорожном транспорте грузовая скорость в зависимости от объема перевозок находится в диапазоне 180-330 км в сутки, большая скорость — 320-660 км в сутки.

На морском транспорте скорость доставки зависит от водоизмещения и эксплуатационных характеристик судна, особенностей судовождение морских путях, каналах и протоках, сезона года, погоды и тому подобное. При превышении средней скорости сухогрузов 18,5 км/час (десять узлов), а танкеров — 19 км/ч скорость считается большой. При скорости движения ниже этого уровня — грузовой. На речном транспорте самоходные суда перевозят грузы большой, а несамоходные грузовой скоростью. При этом нормы пробега самоходных судов вверх по течению реки в среднем составляют 220 км/сут, вниз по течению — 300 км/сут. Для несамоходных судов нормы суточного пробега устанавливает речное пароходство. На прохождение шлюзов каждого гидроузла самоходным судам устанавливается срок 0,5 суток, несамоходным — 1 сутки. На прохождение каналов соответственно 1 и 1,5 суток.

На автомобильном транспорте средняя эксплуатационная скорость доставки грузов в городе составляет 15-17 км/час, на междугородных рейсах — в 2-3 раза больше.

На трубопроводном транспорте скорость перекачки зависит от диаметра труб и рабочего давления.

Направление и дальность перевозок. На железнодорожном транспорте различают перевозки грузов в зоне деятельности отделения дороги, в зоне деятельности управления дороги, между управлениями дорог страны, в международном сообщении и транзитом через территорию страны. Этот вид транспорта целесообразно использовать для перевозок массовых грузов на средние — до 300 км и дальние — свыше 300 км расстояния. Он наиболее эффективен при перевозках товарно-материальных ценностей между предприятиями, имеющими подъездные железнодорожные пути (ветви), поскольку в этом случае сроки доставки грузов со склада отправителя до склада получателя минимальные.

Морским транспортом перевозят грузы между портами Украины в пределах Черноморско-Азовского морского бассейна — в каботаже, а также за пределами морской границы — в заграничном плавании. Речным транспортом грузы перевозят в больших и малых реках, озерах и с выходом на море (сообщение «река-море»), а также по реке Дунай в международном сообщении.Автомобильный транспорт осуществляет перевозки в городской полосе, пригородные (до 50 км за пределами населенного пункта, межрайонные, междугородные и международные. Оптимальный радиус доставки грузов автотранспортом — в 180-200 км. Имеют место централизованные и децентрализованные доставки грузов. При централизованных перевозках АТП выступают организаторами и одновременно исполнителями этого процесса, а при децентрализованных каждый грузополучатель самостоятельно обеспечивает доставку грузов в свой адрес.